Союз казаков России

 

 

История школы
Форма одежды, геральдика
Командный состав школы
Канцелярия школы
Музей школы
Фотогалерея
Казачья культура
"Казачьи лагери"
Контакты
 

 

 

Журнал `Казаки`

Сельское поселение Габовское

Радио `Вера`

Белгородский казачий отдел СКР

Астраханское казачье войско СКР

Ставропольское казачье войско

Балтийский Союз казаков

 

 

   
 

Главная > Казачья культура >О казачьих песнях

 

О казачьих песнях


Казачьи песни - часть общерусского (или общеукраинского, если речь идет о запорожцах) песенного фольклорного наследия, однако в основе их лежит мировоззрение, которое в корне отлично от "обычного" ("неказачьего" - скажем "крестьянского") мировоззрения, и которое самими казаками впоследствии было утрачено, но еще долгое время продолжало жить в фольклоре. По сути дела, казачество - это принципиально иной, альтернативный путь развития русской (украинской) культуры и общества, трагически прерванный в XVIII веке и еще два столетия живший в некрасовском движении. Можно назвать его как угодно - "вольным", "идеальным", "утопическим", "разбойничьим" или "абсурдным" и т. д., но факт остается фактом: он был. И его воплощением могли быть не только казаки.

Для казачества (речь идет о вольном казачестве - XVI-XVII вв.) символ родины - это вовсе не земля, как для "обычных людей". Символ родины и символ свободы слились для них в одном образе - это РЕКА или МОРЕ (Дон, Кубань, Терек, Черноморье). Река их кормила, защищала, была домом и дорогой. Даже когда вольность была утрачена, традиция названия казачьих войск по имени рек или озер сохранялась (Семиреченское, Забайкальское войска); сохранялась она и в изгнании у казаков-некрасовцев - "майносцы" на оз. Майнос. И еще один постоянный символ - КОРАБЛЬ, плывущий по реке. Корабль как родина. И свои права на эту реку и эту свободу казаки считали естественными, не подлежащими сомнению. Возникло даже фольклорное оправдание: предание о том, как Иван Грозный в обмен на помощь "дарует" казакам Дон (или Терек), и это предание воспринималось как истина.

В песнях казаков, более чем в чьих-либо песнях, отражается не реальный мир, а мир идеальный "казачий", "правильный", "справедливый": казачий круг, принимающий решения, выборные атаманы; эти черты переняли затем песни Разинщины и Пугачевщины - движений, перешагнувших пределы собственно казачьей общности. По историческим песням казаков почти бессмысленно востанавливать историю: реальная история там игнорируется: фольклорный Ермак никогда не идет в Сибирь, он может быть под Азовом, в турецком плену, у Ивана Грозного - там, где он "нужен" казакам, а не реальной истории. Некрасовцы довели этот принцип до абсолюта: никакой другой истории, кроме фольклорной некрасовской, для них не существовало; песни о всех не причастных к некрасовцам персонажах - Разине, Иване Грозном, и т. д. - считались "беседными" и всерьез не воспринимались. Но при всем этом казачьи утопии реальны, осуществимы "здесь и сейчас" - в разинской Астрахани или на некрасовской Кубани, - это не отвлеченный мистический "Град Китеж" или "Беловодье" раскольников. Это РЕАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ ИДЕАЛЬНЫЙ МИР. Его можно создать своими руками.

И иногда это вроде бы давно забытое мировосприятие вдруг врывается в современность и предъявляет на нее свои права: в виде гайдамаков, махновских тачанок или пражских баррикад... Видимо потому, что оно просто естественно - а значит, "неустранимо по определению"...

 




Икона Святителя Николая Чудотворца




Икона Черниговской-Гефсиманской Божьей Матери

Иконы написаны известным мастером-реставратором казаком Надежиным Николаем Германовичем

Экскурсия по Санкт-Петербургу
     
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика